Отдел загса Городокского райисполкома
211573, г.Городок, ул. Воровского, 8а,
телефоны (02139) 3-00-38, 3-00-37
официальный сайт: https://gorodokrik.vitebsk-region.gov.by/ru/httpgorodokvitebsk-regiongovbyruotdel-zapisi-aktov-socia...
Предварительная запись на прием осуществляется по телефону
(02139) 3-00-38 или при личном обращении. Также в отделе загса осуществляется подготовка справок на основании телефонных заявок для последующей выдачи их гражданам при личном обращении
Структура отдела загса
Наименование должности | Фамилия, собственное имя, отчество | Контактный телефон |
начальник | Кочанова Наталья Владимировна |
3-00-37 кабинет № 201/03 |
главный специалист |
Рымша Алеся Александровна |
3-00-38 кабинет № 201/02 |
Схема проезда: автобусом от железнодорожного вокзала до остановки «Автовокзал». Отдел загса находится в районе площади Ленина.
1. История органов загса
Деятельность органов ЗАГС имеет большое значение в жизни общества, в осуществлении и охране семейных прав граждан. В любом цивилизованном обществе существует институт семьи, и будущее человечества не мыслится без неё. Для каждого человека семья – начало начал, и понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с этим институтом.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.
Семья – первичная ячейка современного общества, и ее устойчивость оказывает значительное влияние на благополучие государства.
Органы ЗАГС отвечают за то, чтобы все регистрируемые акты были оформлены в соответствии с законом, чтобы в результате ошибок в оформлении того или иного акта гражданского состояния не пострадали интересы отдельных граждан, их детей и общества в целом.
Каждый работник ЗАГС вносит свой личный вклад в построение правового государства и обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, что в настоящее время имеет приоритетное значение. Работникам органов записи актов гражданского состояния присущи особые профессиональные и человеческие качества, которые помогают достойно выполнять служебный долг. Это любовь к профессии, людям, душевная теплота, способность к сопереживанию, личное обаяние, артистичность и конечно же выдержка и самообладание.
Трудно представить, что когда-то учреждений, где регистрируются все самые важные моменты человеческой жизни, попросту не существовало. Всю историю регистрации актов гражданского состояния в нашей стране можно условно разделить на два основных этапа: до и после Октябрьской революции 1917 года. В дореволюционный период регистрацию браков, рождения детей и смерти выполняла церковь. Регистрация осуществлялась в рамках совершения религиозных обрядов. Записи вносились в метрические книги. В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов страны, и все православное население было приписано к церковным приходам по месту проживания.
История органов ЗАГС нашей страны начала свой отсчет с 18 декабря 1917 года. В этот день был принят Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния».
Согласно этому Декрету единственной формой брака для всех граждан независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия Декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия Декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении.
Вторым важнейшим положением, содержавшимся в Декрете о браке, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. Кроме того, в соответствии с Декретом стало возможно установление отцовства в судебном порядке.
На следующий день после первого Декрета 19 декабря 1917 г. был принят второй значительный акт — Декрет «О расторжении брака». Бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов духовных консисторий. Дела о разводе, возбужденные по одностороннему заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов. Вопросы о том, с кем останутся проживать несовершеннолетние дети, о выплате средств на их содержание, а также об алиментах бывшей жене решались по соглашению между супругами. При отсутствии соглашения эти вопросы рассматривались судом.
Во исполнение вышеуказанных Декретов 4 января 1918 года Народным комиссариатом юстиции и Народным комиссариатом по местному самоуправлению принимается Инструкция, утвердившая «немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и городских управах», определившая их основные задачи и цели.
Первые декреты затронули только некоторые аспекты семейных отношений. 22 октября 1918 года был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», который окончательно утвердил положение о том, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния и урегулировал практически полностью их работу.
В довоенный период органы загса были подчинены НКВД СССР. После Великой Отечественной войны в связи с реформированием системы внутренних дел 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных советов народных депутатов. 13 июня 1969 года Верховным Советом БССР был принят Закон «Об утверждении Кодекса о браке и семье Белорусской ССР», в соответствии с которым регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов Советов народных депутатов. В 2006 году отделы ЗАГС Беларуси вошли в систему Министерства юстиции.
Сегодня отделы загс Республики Беларусь в своей деятельности руководствуются деятельности органы загса руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, принятым Палатой представителей 3 июня 1999 года и одобренным Советом Республики 24 июня 1999 года, и иными нормативными правовыми актами.
2. Современнее время в работе органов загса.
В настоящее время отделы загсов по общим вопросам своей деятельности подчиняются соответствующим районным исполнительным комитетам, администрациям районов в городах, а по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции – Министерству юстиции Республики Беларусь.
Деятельность органов ЗАГС – это многогранная, интенсивная и ответственная работа. Приходят в ЗАГС, чтобы зафиксировать самые значимые события в жизни: рождение ребенка, заключение или расторжение брака. Сюда обращаются по вопросам усыновления, установления отцовства, перемены имени, смерти. Книги записей актов гражданского состояния хранят сведения о важнейших этапах жизни каждого из нас, а история жизни отдельного человека, его семьи — это история страны.
3. Архивный фонд отдела загса Городокского райисполкома
До 1962 года на территории современного Городокского района существовало два района: Меховский (с 1958 г. переименован в Езерищенский) и Городокский. Полный архивный фонд отдела загса Городокского райисполкома начинает свою историю с 1944 года.
В отделе загса Городокского райисполкома Витебской области на хранении находятся записи актов о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака, установлении материнства и отцовства, усыновлении (удочерении), перемене имени, составленные на территории: Меховского района Витебской области за период с 1944 по 1962 гг.; Городокского района Витебской области за период с 1944 г. по настоящее время. Частично сохранены записи актов гражданского состояния за 1928-1929 гг. Имеется одна уникальная книга о браке за 1923 год.
Архивный фонд первичных записей актов гражданского состояния за период до 1944 года сохранен частично в связи с событиями, имевшими место во время Великой Отечественной войны (уничтожение документов вследствие пожара и т.п.).
Метрических книг церквей и костёлов по Городокскому и Меховскому районам Витебской области в архиве отдела загса Городокского райисполкома, на хранении не имеется.
В Меховском районе регистрацию актов гражданского состояния производил Меховский райбюро загса и 10 сельских Советов. Книга актов о рождении содержит 76 записей актов о рождении детей, родившихся в 1944 году. Дети, рожденные в период оккупации района, зарегистрированы в отдельной книге актов о рождении в 1944 году и насчитывает 116 записей актов о рождении. Книга актов о браке содержит только 39 актов о браке, однако уникальными являются записи, которые сделаны просто на небольших кусочках тетрадных листов, видимо ввиду отсутствия бланков актов о браке. Акты сельских Советов отделены газетными листами бумаги. Книга актов о смерти за 1944 год насчитывает 341 запись.
В Городокском районе регистрацией записей актов гражданского состояния занимался Городокский райбюро загс и 13 сельских Советов. В архиве имеется книга записей актов о рождении детей на территории района за период с 1941 по 1944 гг. Первая запись акта о рождении в послевоенный период датирована 8 февраля 1944 года. Всего в 1944 году составлено 270 записей актов о рождении. Записей актов о браке в 1944 году насчитывается только 45.
Первые послевоенные документы составлялись на белорусском языке. Конечно, имеют место ошибки и неточности в указании отдельных персональных данных граждан, но следует учитывать послевоенный период жизни нашего государства. Поэтому сохраненный фонд первичных и, конечно же восстановленных записей актов имеет огромное и ценностное значение, как для государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.
Сама суть составляемых записей за многие годы не изменилась. Акт гражданского состояния всегда отражал максимальную информацию о гражданине, в отношении которого он составлялся, поскольку основная функция органов, регистрирующих акты гражданского состояния состоит в регистрации акта гражданского состояния. Эта функция только расширялась, подстраиваясь под условия жизни государства и общества в целом.
4. Развитие отдела загса Городокского райисполкома.>
В течение всего послевоенного периода на территории современного района происходили изменения в административно-территориальном делении района на сельские Советы. Одни из них упразднялись, другие присоединялись и т.д. В настоящее время функции органов загса в Городокском районе выполняет отдел загса райисполкома и 9 сельских исполнительных комитетов. Архивный фонд загса насчитывает более 145 тыс. записей актов.
Современное здание загса радует глаз, как жителей нашего района, так и гостей города. В новое здание отдел переехал в 2007 году. Благодаря усилиям руководства района и начальника отдела загса Кравченко Татьяны Алексеевны значительно был обновлен интерьер зала, кабинетов и архив загса. До 2007 года здание загса располагалось на улице Советская, д.19 рядом с районным исполнительным комитетом. Еще раньше в период с 1960-х годов отдел загса располагался на улице Пролетарская, в обычном деревянном доме с печным отоплением. В этом домике, а в последующем в Городокском доме культуры и проводили регистрацию актов гражданского состояния.
Сохраняли и приумножали архивный фонд уникальных документов наши ветераны - сотрудники отдела загса: Васильева Раиса Павловна, Быцко Лариса Фёдоровна, Глушнёва Ксения Васильевна, Каплунова Лилия Степановна.
В 2022 году исполнилось 105 лет органам загса страны – это целая эпоха. Органам загса есть чем гордиться и к чему стремиться в будущем.
Главное сокровище органов ЗАГС – это колоссальный архив. Не только городокчане, но граждане других регионов и государств постоянно обращаются в органы загса за необходимыми им документами. Идет ли речь о праве собственности, наследования, оформлении пенсий и пособия или судебные тяжбы.
Благодаря компьютеризации многие архивные документы переведены на электронный носитель. С 2013 года у нас в республике заработала многоуровневая государственная информационная система «Регистр населения», с которой взаимодействует программа органов загса. И все же в век высоких технологий для отделов ЗАГС – главным остается человек, что обязывает сотрудников всегда иметь приподнятое настроение, приветливые улыбки на лицах, хорошо выглядеть и создавать вокруг себя атмосферу праздника.