Об утверждении Положения о главном управлении юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Изменения и дополнения:
Решение Витебского областного исполнительного комитета от 29
декабря 2020 г. № 750 <R92000750200>
На основании части первой пункта 10
статьи 38 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О
местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Витебский областной
исполнительный комитет РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о главном управлении юстиции Витебского областного исполнительного комитета (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
решение Витебского областного исполнительного комитета от 8 февраля 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о главном управлении юстиции Витебского областного исполнительного комитета»;
решение Витебского областного исполнительного комитета от 24 апреля 2013 г. № 231 «О внесении дополнений в решение Витебского областного исполнительного комитета от 8 февраля 2012 г. № 62»;
решение Витебского областного исполнительного комитета от 10 марта 2015 г. № 159 «О внесении изменений и дополнений в решение Витебского областного исполнительного комитета от 8 февраля 2012 г. № 62»;
решение Витебского областного исполнительного комитета от 18 мая 2017 г. № 300 «О внесении дополнений и изменений в решение Витебского областного исполнительного комитета от 8 февраля 2012 г. № 62».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председатель Н.Н.Шерстнёв
Управляющий делами А.В.Сысоев
СОГЛАСОВАНО
Министр юстиции
Республики Беларусь
О.Л.Слижевский
23.10.2018
УТВЕРЖДЕНО
Решение
Витебского областного
исполнительного комитета
02.11.2018 № 622
1. Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) образуется Витебским областным исполнительным комитетом (далее – облисполком), является его структурным подразделением и входит в систему Министерства юстиции. Главное управление юстиции в своей деятельности подчиняется облисполкому и одновременно Министерству юстиции.
2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также настоящим Положением.
3. Главное управление юстиции является юридическим лицом, имеет печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.
Полное наименование главного управления юстиции:
на русском языке – главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета;
на белорусском языке – галоўнае ўпраўленне юстыцыі Вiцебскага абласнога выканаўчага камiтэта.
4. Место нахождения главного управления юстиции: 210015, город Витебск, улица Правды, д. 18.
5. Штаты и структура главного управления юстиции утверждаются председателем облисполкома, а его штатное расписание – начальником главного управления юстиции.
Структура и штатное расписание управления принудительного исполнения главного управления юстиции утверждаются Министром юстиции в пределах установленной Президентом Республики Беларусь общей штатной численности работников Министерства юстиции и территориальных органов принудительного исполнения.
6. Финансирование расходов на содержание главного управления юстиции осуществляется за счет средств областного бюджета, территориальных органов принудительного исполнения – за счет средств республиканского бюджета, средств принудительного сбора, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
7. В своей деятельности главное управление юстиции взаимодействует с другими структурными подразделениями облисполкома, районными и городскими исполнительными комитетами, иными государственными органами и организациями.
8. Главное управление юстиции является областным органом управления в отношении государственных архивов согласно приложению.
9. Основными задачами главного управления юстиции являются:
9.1. реализация на территории Витебской области (далее – область) государственной политики в сфере юстиции, в том числе в сфере архивного дела и делопроизводства;
9.2. реализация государственной политики в сфере организации принудительного исполнения исполнительных документов; организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения, контроль за их деятельностью;
9.3. обеспечение организации принудительного исполнения исполнительных документов и определение основных направлений совершенствования деятельности по принудительному исполнению исполнительных документов;
9.4. реализация государственной политики в сфере нотариальной деятельности, осуществляемой нотариусами Витебского нотариального округа (далее – нотариусы), уполномоченными на совершение нотариальных действий должностными лицами местных исполнительных органов (далее – уполномоченные должностные лица), а также осуществление контроля за соблюдением нотариусами, Витебской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – областная нотариальная палата) законодательства о нотариате;
9.5. осуществление совместно с Министерством юстиции методического руководства деятельностью отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и администраций районов в городе Витебске (далее – отделы ЗАГС), городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских исполнительных комитетов (далее – органы ЗАГС) по регистрации актов гражданского состояния, а также контроля за регистрацией актов гражданского состояния на территории области;
9.6. осуществление предусмотренных законодательством и по поручению Министерства юстиции действий, направленных на соблюдение лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности услуг: юридические услуги, риэлтерские услуги (далее – лицензиаты), законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;
9.7. осуществление в установленном законодательством порядке и по поручению Министерства юстиции взаимодействия с Витебской областной коллегией адвокатов (далее – коллегия адвокатов);
9.8. обеспечение в пределах компетенции исполнения международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;
9.9. государственная регистрация местных общественных объединений, территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридических лиц;
9.10. государственная регистрация и постановка на учет организационных структур политических партий, республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде обособленных структурных подразделений, профессиональных союзов, иных общественных объединений;
9.11. постановка на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц;
9.12. государственная регистрация коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, в том числе осуществляемая на основании электронных документов;
9.13. формирование и ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР);
9.14. включение в ЕГР сведений о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория области;
9.15. осуществление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
9.16. осуществление регулирования и управления в сфере архивного дела и делопроизводства на территории области;
9.17. формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности документов, организация их государственного учета и использования;
9.18. осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в органах местного управления и самоуправления, иных организациях области;
9.19. правовое обеспечение функционирования Витебского областного Совета депутатов (далее – Совет) и облисполкома и соблюдение законности их деятельности;
9.20. координация деятельности городских (районных) исполнительных комитетов (далее – горрайисполкомы), администраций районов в городе Витебске по вопросам создания и функционирования служб «одно окно», осуществления административных процедур на соответствующей территории;
9.21. реализация кадровой политики в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах области;
9.22. учет кадров главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения. Сбор и анализ информации о кадровом составе, внесение предложений в Министерство юстиции по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами;
9.23. определение текущей и перспективной потребности в молодых специалистах с высшим, средним специальным юридическим образованием и иным высшим, средним специальным образованием;
9.24. осуществление контроля за соблюдением государственными служащими ограничений, связанных с государственной службой;
9.25. формирование резерва кадров на должности номенклатуры главного управления юстиции, работа с ним;
9.26. организация повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов области;
9.27. организация идеологической работы;
9.28. организация работы по противодействию коррупции и ее проявлений;
9.29. обеспечение требований охраны труда, пожарной безопасности, законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовки.
10. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
10.1. в сфере принудительного исполнения:
осуществляет материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
реализует государственную политику в сфере организации принудительного исполнения исполнительных документов;
организует принудительное исполнение исполнительных документов;
обеспечивает оказание практической и методической помощи судебным исполнителям на местах, в том числе по единообразному применению норм законодательства;
изучает организацию и практику работы территориальных органов принудительного исполнения;
осуществляет контроль по ведению исполнительного производства в территориальных отделах принудительного исполнения, а также реализует иные мероприятия, направленные на выполнение задач территориальных органов принудительного исполнения;
организует выполнение постановлений, приказов Министерства юстиции по вопросам исполнительного производства;
обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения, контролирует работу территориальных органов принудительного исполнения по ведению первичного учета и статистики;
разрабатывает и вносит в Министерство юстиции предложения по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, по разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов принудительного исполнения, по применению и модернизации программно-технических средств;
обеспечивает функционирование и техническое обслуживание установленного в территориальных отделах принудительного исполнения программного обеспечения, необходимого для ведения исполнительного производства;
представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информационные справки о результатах проверок территориальных органов принудительного исполнения по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, другие сведения о работе территориальных органов принудительного исполнения;
обеспечивает рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
накапливает и ведет учет денежных средств, полученных при принудительном исполнении территориальными органами принудительного исполнения, в целом по области и отдельно по каждому отделу принудительного исполнения;
обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование средств принудительного сбора;
организует и проводит в порядке, определенном законодательством, закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонт зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения;
организует подбор заказчиков, проектировщиков, генеральных подрядчиков на объекты капитального строительства зданий территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;
обеспечивает сохранность имущества территориальных органов принудительного исполнения, находящегося в республиканской собственности и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления, и прав на него;
обеспечивает полноту, достоверность и актуальность содержащихся в банке данных исполнительных производств сведений и их защиту;
осуществляет контроль за соответствием сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств, сведениям, содержащимся в информационных ресурсах органов принудительного исполнения;
осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;
10.2. в сфере нотариата и нотариальной деятельности:
осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;
принимает по согласованию с областной нотариальной палатой меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах Витебского нотариального округа, в том числе распределяет между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в Витебском нотариальном округе;
определяет по согласованию с областной нотариальной палатой нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса;
регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции;
устанавливает по согласованию с областной нотариальной палатой требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;
получает от областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и (или) документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;
в случаях, установленных законодательством, утверждает по согласованию с областной нотариальной палатой порядок передачи документов в нотариальный архив либо другому нотариусу;
согласовывает решения областной нотариальной палаты об образовании (упразднении) нотариальных контор в Витебском нотариальном округе, об определении заведующих нотариальными конторами (об освобождении нотариусов от обязанностей заведующих нотариальными конторами), а также решения правления Белорусской нотариальной палаты о согласовании образования нотариального бюро в Витебском нотариальном округе;
согласовывает решения областной нотариальной палаты об определении количества стажеров нотариусов;
в случаях, установленных законодательством, издает приказы о создании комиссий и обеспечивает участие своего представителя в работе этих комиссий;
содействует областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;
координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;
10.3. в сфере деятельности органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния:
осуществляет методическое руководство деятельностью органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния;
проводит проверки и изучение деятельности органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет контроль за проведением отделами ЗАГС районных исполнительных комитетов проверок деятельности городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских исполнительных комитетов по регистрации актов гражданского состояния;
участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов ЗАГС;
представляет в установленном порядке в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов ЗАГС, а также заключения (продления, прекращения) с ними контрактов;
представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения на должность руководителя структурного подразделения главного управления юстиции – архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния ЗАГС (далее – архив органов ЗАГС);
разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию деятельности органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния (семинарские занятия, круглые столы, встречи, стажировки, методические советы и др.);
оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов ЗАГС;
осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов ЗАГС, архива органов ЗАГС области, а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;
изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах ЗАГС области;
оказывает содействие в информационно-правовом обеспечении органов ЗАГС по вопросам регистрации актов гражданского состояния;
изучает и обобщает практику работы органов ЗАГС;
обобщает и вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;
обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную и иную отчетность о работе органов ЗАГС, архива органов ЗАГС;
в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами ЗАГС области;
в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) о перемене фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
в случаях, установленных законодательством, согласовывает выдачу отделами ЗАГС, архивом органов ЗАГС справок, содержащих сведения из записи акта гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, об отсутствии записи акта гражданского состояния (далее – справки);
10.4. в сфере деятельности архива органов ЗАГС:
принимает на хранение вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, подлежащие статистической обработке, от органов государственной статистики, а не подлежащие статистической обработке – от отделов ЗАГС;
обеспечивает хранение вторых экземпляров записей актов гражданского состояния;
выдает повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния на основании записей актов гражданского состояния, совершенных органами ЗАГС области;
в случаях, предусмотренных законодательством, выдает копии записей актов гражданского состояния;
в установленном законодательстве порядке вносит изменения, дополнения и исправления во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, производит в них соответствующие отметки, а также аннулирует вторые экземпляры записей актов гражданского состояния;
выполняет иные функции, предусмотренные законодательством, в сфере регистрации актов гражданского состояния;
10.5. в сфере осуществления деятельности лицензиатов в соответствии с законодательством или по поручению Министерства юстиции:
рассматривает вопросы, связанные с соблюдением законодательства при оказании юридических и риэлтерских услуг гражданам и организациям;
оказывает содействие в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, оказывающих юридические услуги, лиц, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, руководителей риэлтерских организаций, претендентов на должность агента по операциям с недвижимостью;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг;
проводит мониторинг материалов, публикуемых в средствах массовой информации, на предмет соответствия законодательству выступлений по вопросам, касающимся сферы, курируемой Министерством юстиции;
по результатам анализа деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги), вносит предложения по совершенствованию законодательства;
осуществляет иные функции в сфере деятельности лицензиатов;
10.6. оказывает содействие Витебской областной коллегии адвокатов в информационно-правовом обеспечении их деятельности, проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
10.7. обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи:
получает от учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы учреждений юстиции Республики Беларусь;
проверяет поступающие в рамках оказания правовой помощи документы на соответствие требованиям международных договоров на оказание правовой помощи;
10.8. организует проставление в установленных актами законодательства случаях апостиля на официальных документах, составленных на территории Республики Беларусь, исходящих из судов, от нотариусов, нотариальных архивов;
10.9. в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, иных организаций, постановки на учет и снятия с учета организационных структур общественных объединений, обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц:
согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе в электронном виде;
осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе на основании электронных документов;
осуществляет государственную регистрацию местных общественных объединений, территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридических лиц, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в их уставы;
осуществляет государственную регистрацию гимнов, значков, вымпелов, галстуков местных общественных объединений, территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);
осуществляет государственную регистрацию и постановку на учет организационных структур политических партий, республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде обособленных структурных подразделений, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также внесение изменений и (или) дополнений в журналы государственной регистрации (постановки на учет) организационных структур политических партий, республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде обособленных структурных подразделений, иных общественных объединений, журналы государственной регистрации (учета) организационных структур профессиональных союзов;
осуществляет постановку на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
осуществляет постановку на учет организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц;
взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам государственной регистрации и ликвидации юридических лиц, а также по вопросам выдачи разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь и прекращения их деятельности;
формирует и ведет территориальную часть ЕГР, государственный информационный ресурс для единой системы учета политических партий, других общественных объединений и их союзов (ассоциаций);
включает в ЕГР сведения о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория области;
предоставляет информацию, содержащуюся в базе данных ЕГР;
ведет реестры местных общественных объединений, союзов (ассоциаций) местных общественных объединений, территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов организаций, союзов (ассоциаций) профессиональных союзов;
ведет журналы государственной регистрации, постановки на учет, учета организационных структур политических партий, республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде обособленных структурных подразделений, профессиональных союзов, иных общественных объединений, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации;
выдает удостоверения руководителей местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов;
осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, организационных структур политических партий, иных общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам соответственно политических партий и общественных объединений;
выносит письменные предупреждения местным общественным объединениям, их союзам (ассоциациям), местным фондам, постоянно действующим третейским судам, созданным в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
обращается в Витебский областной суд с заявлениями о признании постановки на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, недействительной, приостановлении деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), ликвидации местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
оказывает методическую помощь горрайисполкомам, администрациям районов в городе Витебске в реализации ими полномочий по государственной регистрации (постановке на учет) и ликвидации (прекращению деятельности, исключению из журналов государственной регистрации, снятию с учета) субъектов хозяйствования, организационных структур профессиональных союзов, республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде обособленных структурных подразделений, иных общественных объединений;
в установленном порядке осуществляет проверки деятельности горрайисполкомов, администраций районов в городе Витебске по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и вносит в горрайисполкомы, администрации районов в городе Витебске обязательные для исполнения этими горрайисполкомами, администрациями районов в городе Витебске представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;
принимает решения о ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, о внесении записи в ЕГР об исключении из него коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций;
систематизирует и хранит данные о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иных организаций, постановке на учет и снятии с учета организационных структур общественных объединений, обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования;
готовит проекты решений облисполкома о выдаче (об отказе в выдаче) разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь (разрешений на продление срока действия разрешений на открытие представительств) с местом нахождения на территории области, выдает дубликаты разрешений на открытие представительств (разрешений на продление срока действия разрешений на открытие представительств);
10.10. в сфере обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня:
проводит обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
осуществляет взаимодействие с Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня по вопросам проведения обязательной юридической экспертизы;
не реже одного раза в полугодие обобщает итоги проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и информацию о них доводит до руководителей нормотворческих органов с конкретными предложениями о совершенствовании нормотворческого процесса;
вносит предложения в Министерство юстиции по вопросам обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
оказывает методологическую помощь местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам базового территориального уровня при подготовке документов, направляемых для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов;
проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, по результатам проверок вносит в местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений;
10.11. в сфере архивного дела и делопроизводства:
организует комплектование, определяет состав документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, подлежащих передаче на постоянное хранение в государственный архив Витебской области и зональные государственные архивы (далее – государственные архивы области);
организует работу внештатных инспекторов Государственной инспекции архивов и делопроизводства Республики Беларусь по Витебской области, систематически изучает и анализирует практику их работы;
организует и ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах области, территориальных (городских или районных) архивах местных исполнительных и распорядительных органов, государственных музеях и библиотеках области;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в государственных архивах области, территориальных (городских или районных) архивах местных исполнительных и распорядительных органов, организациях области, оказывает им методическую помощь;
совместно с государственными архивами области, территориальными (городскими или районными) архивами местных исполнительных и распорядительных органов разрабатывает программы, перспективные и текущие планы развития архивного дела и контролирует их реализацию;
организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети и структуры государственных архивов области, территориальных (городских или районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов;
в установленном порядке рассматривает вопросы о перераспределении документов между государственными архивами области и республиканскими государственными архивами и вносит соответствующие предложения в Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции;
в установленном порядке решает совместно с собственниками архивных документов вопросы об отнесении этих архивных документов к составу Национального архивного фонда Республики Беларусь;
организует создание баз данных, а также традиционных видов архивных справочников для обеспечения поиска информации о составе и содержании документов архивных учреждений;
организует внедрение автоматизированных информационных систем в практику работы государственных архивов области;
координирует методическую работу государственных архивов области, территориальных (городских или районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляет меры по внедрению научных разработок в области архивоведения, документоведения, археографии в практику их работы;
принимает участие в разработке нормативных правовых актов и методических документов в сфере архивного дела и делопроизводства;
организует проведение экспертизы ценности документов Национального архивного фонда Республики Беларусь в государственных архивах области, территориальных (городских или районных) архивах местных исполнительных и распорядительных органов, организациях;
координирует работу по совершенствованию делопроизводства в организациях области;
принимает меры по материально-техническому обеспечению государственных архивов области, организации строительства специализированных зданий либо реконструкции и перепрофилированию зданий для размещения в них государственных архивов области;
проводит научно-практические конференции, семинары, совещания по архивному делу и делопроизводству;
организует повышение квалификации работников государственных архивов области, территориальных (городских или районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов и архивов организаций;
10.12. при осуществлении правового обеспечения функционирования Совета, облисполкома и соблюдения законности в их деятельности:
участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома предложений о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности Совета и облисполкома либо самостоятельно подготавливает их, участвует в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов;
проводит обязательную юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов Совета и облисполкома, обеспечивает направление принятых нормативных правовых актов Совета и облисполкома в Министерство юстиции для проведения обязательной юридической экспертизы, а в случае необходимости организует их доработку заинтересованными должностными лицами;
проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь, решение о заключении которых в соответствии с законодательством принимает облисполком;
участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома предложений о признании утратившими силу, изменении или дополнении нормативных правовых актов Совета и облисполкома либо самостоятельно подготавливает их в целях обеспечения внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами, участником которых является Республика Беларусь;
участвует в рассмотрении структурными подразделениями облисполкома поступающих в Совет и облисполком проектов нормативных правовых и иных правовых актов и дает заключения на поступившие проекты нормативных правовых и иных правовых актов, касающиеся нормотворческой деятельности;
обобщает совместно со структурными подразделениями облисполкома и анализирует правоприменительную практику Совета и облисполкома, вносит предложения о ее совершенствовании;
участвует в разработке структурными подразделениями облисполкома перспективных и текущих планов нормотворческой деятельности Совета и облисполкома, в их реализации и контроле за выполнением, а также принимает меры по координации подготовки в Совете и облисполкоме планов мероприятий по выполнению заключительных положений законодательных актов и участвует в их реализации;
проверяет на соответствие законодательству представляемые на подпись руководству Совета и облисполкома проекты нормативных правовых и иных правовых актов, разработанные Советом и облисполкомом;
вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности Совета и облисполкома, а в необходимых случаях участвует в их реализации;
по поручению руководства Совета, облисполкома в пределах компетенции рассматривает совместно со структурными подразделениями облисполкома обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, в которых указывается на нарушение законности в деятельности Совета, облисполкома и подчиненных ему государственных организаций;
осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности Совета и облисполкома;
по поручению руководства облисполкома анализирует совместно со структурными подразделениями облисполкома публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности Совета и облисполкома, и вносит соответствующие предложения;
разрабатывает рекомендации, а также проекты нормативных правовых актов, направленные на повышение эффективности правовой работы в Совете и облисполкоме;
принимает участие в разработке предложений о совершенствовании системы управления в Совете и облисполкоме, определении прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц облисполкома;
участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников Совета, облисполкома и подчиненных государственных организаций;
подготавливает по поручению руководства облисполкома необходимые справочные материалы по действующему законодательству;
проверяет на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями облисполкома к заключению облисполкомом, визирует такие договоры;
осуществляет организационно-методическое руководство организацией правовой работы в Совете, облисполкоме, подчиненных государственных организациях;
10.13. принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе с использованием средств массовой информации;
10.14. образует областную общественную наблюдательную комиссию при главном управлении юстиции, которая осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, и осуществляет организационное обеспечение ее деятельности;
10.15. рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в соответствии с законодательством, принимает меры по совершенствованию этой работы;
10.151. представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
10.16. ведет прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции;
10.17. осуществляет в пределах компетенции анализ эффективности работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в подчиненных организациях и вырабатывает предложения по ее повышению;
10.18. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
10.19. в случаях, предусмотренных законодательством, составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях;
10.20. координирует работу горрайисполкомов, администраций районов в городе Витебске по созданию и функционированию служб «одно окно», осуществлению административных процедур;
10.21. совместно с заинтересованными проводит работу по соблюдению противопожарного режима, выполнению норм и правил пожарной безопасности; по реализации политики в области охраны труда, улучшению условий труда;
10.22. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
11. Главное управление юстиции имеет право:
11.1. вносить на рассмотрение в Министерство юстиции и облисполком предложения по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции;
11.2. запрашивать у местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на главное управление юстиции задач и функций;
11.3. получать от организаций области необходимые сведения по вопросам архивного дела и делопроизводства;
11.4. давать организациям области в пределах своей компетенции указания по вопросам архивного дела и делопроизводства;
11.5. создавать межведомственные комиссии и советы по рассмотрению вопросов архивного дела и делопроизводства;
11.6. оказывать методическую помощь организациям области в разработке нормативных правовых актов, методических документов, учебных планов, учебных программ, учебно-наглядных пособий по вопросам архивного дела и делопроизводства;
11.7. привлекать по поручению руководства облисполкома и с согласия руководителей структурных подразделений облисполкома их работников для подготовки проектов нормативных правовых и иных правовых актов и осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы в облисполкоме;
11.8. возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные и противоречащие действующему законодательству проекты нормативных правовых актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений, а также по поручению руководства облисполкома участвовать в доработке структурными подразделениями облисполкома указанных проектов;
11.9. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
12. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.
Начальник главного управления юстиции имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником главного управления юстиции по согласованию с председателем облисполкома и Министром юстиции в установленном порядке, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения.
Заместитель начальника главного управления юстиции – начальник управления принудительного исполнения является главным судебным исполнителем по Витебской области, назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с облисполкомом.
13. Начальник главного управления юстиции руководит деятельностью главного управления юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление юстиции задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности и ответственности руководителей структурных подразделений главного управления юстиции за организацию работы отдельных направлений его деятельности, а также:
заключает от имени главного управления юстиции хозяйственные и иные договоры, выдает доверенности;
распоряжается денежными средствами в пределах утвержденной сметы расходов;
утверждает положения о структурных подразделениях главного управления юстиции, должностные инструкции работникам главного управления юстиции;
издает в пределах своей компетенции приказы, обязательные для исполнения работниками главного управления юстиции, подчиненных организаций, организует и контролирует их выполнение;
в установленном порядке назначает на должности и освобождает от должностей директоров государственных архивов области, работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения;
вносит предложения в Министерство юстиции и облисполком о назначении и освобождении от должности заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения;
в соответствии с законодательством принимает меры по соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины;
вносит в Министерство юстиции и местные исполнительные и распорядительные органы предложения о создании надлежащих условий для деятельности территориальных органов принудительного исполнения, архивных учреждений области, главного управления юстиции, социально-бытовом обеспечении их работников;
проводит кадровую политику, направленную на укомплектование территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов области, главного управления юстиции высококвалифицированными специалистами, их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;
несет персональную ответственность за работу с руководящими кадрами, их резервом и эффективность его использования, а также за подбор кандидатов для назначения на должности судебных исполнителей, специалистов и иных работников отделов принудительного исполнения;
устанавливает полномочия руководящих работников и специалистов главного управления юстиции, непосредственно реализующих функции регистрирующего органа, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в пределах установленных облисполкомом полномочий;
рассматривает представления Главного судебного исполнителя Республики Беларусь по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц управления принудительного исполнения, районных (городских) отделов принудительного исполнения, допустивших нарушение законодательства по исполнительному производству, не выполнивших требования Главного судебного исполнителя Республики Беларусь по вопросам деятельности органов принудительного исполнения, исполнительного производства, а также о поощрении, в том числе материальном стимулировании, должностных лиц органов принудительного исполнения;
организует работу коллегии главного управления юстиции и председательствует на ее заседаниях;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством;
согласовывает с Министерством юстиции кандидатуры на должности главного бухгалтера, специалистов, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, принятых местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня, работников управления принудительного исполнения, за исключением лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание органов принудительного исполнения, руководителей отделов принудительного исполнения.
В период отсутствия начальника главного управления юстиции его обязанности исполняет первый заместитель начальника.
14. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в главном управлении юстиции образуется коллегия в составе начальника главного управления юстиции (председатель коллегии), заместителей начальника главного управления юстиции, руководителей его структурных подразделений и других сотрудников главного управления юстиции.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются распоряжением председателя облисполкома.
Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, которое утверждается начальником главного управления юстиции.
15. При главном управлении юстиции действует экспертно-проверочная комиссия для рассмотрения вопросов, связанных с определением состава документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, экспертизой ценности документов, их передачей на постоянное хранение в государственные архивы области. Положение об экспертно-проверочной комиссии и ее состав утверждаются начальником главного управления юстиции.
Приложение
к Положению о главном
управлении юстиции
Витебского областного
исполнительного комитета
ПЕРЕЧЕНЬ государственных архивов области
1. Учреждение «Государственный архив Витебской области».
2. Учреждение «Зональный государственный архив в г. Глубокое».
3. Учреждение «Зональный государственный архив в г. Орше».
4. Учреждение «Зональный государственный архив в г. Полоцке».