Порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня
Главным управлением юстиции Витебского областного исполнительного комитета проводится обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня Витебской области.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.
К локальным правовым актам нормотворческих органов, не подлежащим обязательной юридической экспертизе, относятся в том числе акты:
акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;
акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;
акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
акты, обладающие признаками, указанными в абзацах втором–четвертом настоящей части, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;
иные акты, обладающие вышеуказанными признаками.
При этом действие локальных правовых актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.
Не подлежат обязательной юридической экспертизе нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, технические нормативные правовые акты, иные нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также ненормативные и локальные правовые акты.
Нормативные правовые акты представляются для проведения обязательной юридической экспертизы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.
Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится в течение 10 рабочих дней.
Срок проведения обязательной юридической экспертизы может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней в случаях, установленных законодательством.
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета вправе внести в нормотворческий орган предложение о необходимости доработки нормативного правового акта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений в реквизиты и текст нормативного правового акта в следующих исключительных случаях:
незначительное несоответствие нормативного правового акта требованиям нормотворческой техники;
несоответствие нормативного правового акта установленным в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 критериям и наличие в нем важных и (или) срочных мероприятий, подлежащих немедленной реализации, направленных на стабилизацию ситуации в экономике, социальной сфере.
При согласии руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа с необходимостью устранения имеющихся замечаний доработка нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом в течение пяти рабочих дней. Течение срока доработки нормативного правового акта начинается с рабочего дня, следующего за днем внесения главным управлением юстиции Витебского областного исполнительного комитета в нормотворческий орган предложения о необходимости доработки нормативного правового акта.
Основными критериями оценки нормативного правового акта при проведении обязательной юридической экспертизы являются:
соответствие Конституции Республики Беларусь;
соответствие нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники.
При проведении юридической экспертизы главным управлением юстиции Витебского областного исполнительного комитета не осуществляется оценка:
установленных в нормативных правовых актах финансовых показателей, индексов, коэффициентов, нормативов, лимитов и иных показателей, а также формул их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы;
соответствия нормативных правовых актов техническим нормативным правовым актам;
необходимости, приоритетности и полноты правового регулирования нормативными правовыми актами соответствующих общественных отношений, за исключением оценки полноты правового регулирования в части соответствия нормативным правовым актам большей юридической силы.
По результатам проведения обязательной юридической экспертизы выносится одно из следующих заключений:
заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям оценки и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (положительное заключение);
заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям оценки и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (отрицательное заключение).
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета для проведения обязательной юридической экспертизы представляются нормативные правовые акты в виде электронных документов или электронных копий, соответствующих тексту оригиналов на бумажных носителях, посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.
К указанным нормативным правовым актам, прилагаются следующие документы:
обоснование необходимости принятия нормативного правового акта;
финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта.
Главным управлением юстиции Витебского областного исполнительного комитета могут быть запрошены и иные документы, имеющие значение для проведения обязательной юридической экспертизы.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11800130);
Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P39800369&p2={NRPA});
Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000711);
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd1200003);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов» (https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C20601244);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21900054&p1=1);
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 193 «Об отдельных требованиях к оформлению нормативных правовых актов и взаимодействии Министерства юстиции с Национальным центром правовой информации» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=W21833530).