В соответствии со статьей 193 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье регистрация актов гражданского состояния устанавливается как в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, так и в государственных и общественных интересах.
Рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть, а также расторжение браков в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.
Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуемые актами гражданского состояния, в совокупности характеризуют гражданское состояние человека.
Гражданское состояние предопределяет комплекс прав и обязанностей, т.е. правовой статус лица. Под гражданским состоянием понимаются правоспособность, дееспособность, гражданство, принадлежность гражданину определенного собственного имени, отчества и фамилии, а также его семейное положение. Всё это характеризует место человека в обществе и его связи с другими людьми.
Принципами деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния, являются:
- строгое соблюдение законности при регистрации актов гражданского состояния;
- правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, государственных и общественных организаций.
Основными задачами отделов ЗАГС являются:
1. правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Республики Беларусь о браке и семье в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, в государственных и общественных интересах;
2. популяризация новых гражданских обрядов торжественной регистрации брака и рождения ребенка, в том числе белорусских народных обрядов, направленных на укрепление семьи;
3. правовое просвещение населения по вопросам законодательства Республики Беларусь о браке и семье и порядка регистрации актов гражданского состояния.
Отделы ЗАГС в целях выполнения возложенных на него задач осуществляют следующие функции:
1. производят регистрацию рождения, смерти, заключения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства и (или) материнства, перемены фамилии, собственного имени, отчества, расторжения брака в случаях, предусмотренных законодательством о браке и семье;
2. вносят изменения, дополнения, исправления в записи актов гражданского состояния;
3. восстанавливают и аннулируют записи актов гражданского состояния на основании решений судов;
4. в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, выдают повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния, справки о записи акта гражданского состояния, справки об отсутствии записи акта о заключении брака, а также справки, связанные с другими действиями отдела ЗАГС;
5. выдают копии записей актов гражданского состояния по запросам суда, прокуратуры, органов уголовного преследования, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также консульских учреждений Республики Беларусь, дипломатических представительств Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций, органов ЗАГС, Министерства юстиции Республики Беларусь, органов принудительного исполнения, других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами;
6. рассматривают вопрос о снижении брачного возраста и производят снижение брачного возраста в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
7. обеспечивают по желанию родителей торжественную регистрацию рождения ребенка и торжественную регистрацию заключения брака при желании на это лиц, вступающих в брак, в том числе по индивидуальному сценарию;
8. проводят по желанию граждан юбилейные торжества, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
9. принимают от городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетов первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, проверяют правильность их оформления;
10. ведут в установленном порядке учет записей актов гражданского состояния, а также обеспечивают хранение первых экземпляров записей актов гражданского состояния и других документов в течение установленных сроков;
11. направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, подлежащие статистической обработке, в органы государственной статистики;
12. представляют в главное управление юстиции установленные отчеты в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, по вопросам деятельности отдела ЗАГС, городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетов;
13. осуществляют прием граждан и рассматривают обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством, в том числе по заявительному принципу «одно окно»;
14. обеспечивают учет, хранение и использование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также хранение гербовых печатей;
15. изучают и обобщают практику применения законодательства Республики Беларусь о браке и семье при регистрации актов гражданского состояния, вносят в главное управление юстиции предложения по распространению положительного опыта работы органов ЗАГС;
16. проводят лекции, беседы среди населения, выступают в средствах массовой информации с разъяснением законодательства Республики Беларусь о браке и семье, порядке регистрации актов гражданского состояния;
17. оказывают дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
18. разрабатывают и внедряют новые гражданские обряды торжественной регистрации заключения брака и рождения ребенка, в том числе с использованием белорусских народных традиций, направленные на укрепление семьи;
19. проверяют соблюдение законодательства Республики Беларусь должностными лицами городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетов при регистрации актов гражданского состояния;
20. проверяют учет и хранение бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетах;
21. выполняют иные функции, предусмотренные законодательством.