+375 212 61-65-16
+375 212 61-65-16
г. Віцебск, вул. Праўды, д. 18, 210015
Пн-Пт: 8:00-13:00; 14:00-17:00
Сб-Нд: Выходны
г. Віцебск, вул. Праўды, д. 18, 210015
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета

Гісторыя органаў загса

Из общей истории органов загса

Так уж повелось, когда рождаются дети, когда люди женятся, они обращаются в первую очередь в органы загса. Именно здесь создается прекрасное настроение при вручении свидетельства о рождении ребёнка, при проведении торжественных и неторжественных обрядов регистрации заключения брака. Когда умирают близкие люди, человек также обращается в органы загса за свидетельством о смерти. И в эти моменты сотрудники органов загса всегда умеют найти правильные слова, выдавая соответствующие документы.

Такие важнейшие события и факты в жизни людей как рождение, смерть, заключение брака, усыновление (удочерение), установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, расторжение брака в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь подлежат регистрации в органах загса.

В дореволюционный период регистрацию браков, рождения детей и смерти выполняла церковь.

Государственная регистрация актов гражданского состояния началась с принятием 18 декабря 1917 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», изменившего старый порядок брачно-семейных отношений, провозгласившего равенство между мужчиной и женщиной. Указанным Декретом признавались только гражданские браки. Церковный брак считался частным делом брачующихся.

Этим же Декретом определялся порядок регистрации рождения и смерти, а также утверждались формы книг записей, которые пришли на смену метрическим книгам.

Всем духовным и административным учреждениям, которым была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповеданий, предписывалось незамедлительно переслать эти регистрационные книги для дальнейшего их хранения в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы.

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака» была предоставлена возможность расторжения брака по обоюдному соглашению супругов непосредственно в отделах записей браков.

В целях реализации Декрета от 18 декабря 1917 года Народным Комиссариатом юстиции и Народным Комиссариатом по местному самоуправлению 4 января 1918 года была утверждена Инструкция об организации отделов записей браков и рождений. Согласно указанной Инструкции «при волостных земских управах, а где таковых не имеется, при уездных земских управах, при городских управах, а в г. Петрограде и Москве при районных управах незамедлительно начинают действовать "Отделы записей браков и рождений"… При губернских земских управах, городских управах (в г. Петрограде и Москве при центральных городских управах) создаются статистические отделения для ведения учета всем рождающимся, вступающим в брак, умершим и разведенным… Отделом записей заведует председатель отдела при обязательном содействии секретаря отдела и необходимого числа его помощников. Председательство в отделе принадлежит председателю волостной (уездной) земской управы, городскому голове, в Петрограде и Москве председателю районной управы.».

В 1918 году было принято ряд нормативных документов, регулирующих сферу регистрации актов гражданского состояния, в том числе был принят 16 сентября 1918 года первый советский кодекс — Кодекс об актах гражданского состояния, семье и опеке.

Кодексом окончательно было закреплено ведение актов гражданского состояния как исключительное право органов государственной власти – отделов записей гражданского состояния.

В этом же документе прописывалась структура органов ЗАГС. Общее руководство местными отделами осуществлял Центральный отдел ЗАГС. Органы ЗАГС в то время вели: книги записей рождений; книги записей смертей; книги записи отсутствующих; книги записей браков; книги записей разводов; книги заявлений о происхождении зачатых детей; книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, алфавиты.

Таким образом, стала формироваться новая ведомственная структура государственного управления – отделы записей актов гражданского состояния.

Формирование новой гражданской обрядности, которая могла бы заменить и вытеснить религиозную, растянулось на несколько десятилетий.

На основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» органы загса были выведены из подчинения МВД и к 1 января 1957 года отделы ЗАГС должны были быть переданы в подчинение исполкомам местных советов.

Постановлением Совета Министров Белорусской СССР от 22 февраля 1957 г. № 72 руководство органами записи актов гражданского состояния (городские и районные отделы (бюро) ЗАГС и сельские Советы) и контроль за их работой были возложены на исполкомы областных и Минского городского Советов депутатов трудящихся. При исполкомах областных и Минского городского Совета депутатов разрешалось утвердить в штатах сектор записи актов гражданского состояния.

В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь № 385 органы, регистрирующие акты гражданского состояния, являясь структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, были определены в систему Министерства юстиции Республики Беларусь. Такое решение было принято Главой государства для совершенствования деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния, усиления контроля за соблюдением законодательства при обслуживании граждан.

Было предусмотрено, что отделы записи актов гражданского состояния и Дома (Дворцы) гражданских обрядов, по общим вопросам своей деятельности подчиняются соответствующим исполнительным комитетам и местным администрациям районов в городах, а по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции – Министерству юстиции Республики Беларусь.

Также этим Указом установлен порядок деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния, их компетенция, система подчинения, а также требование наличия высшего юридического образования у руководителей.

В настоящее время в Витебской области действует 26 отделов загса, 1 архив органов загса главного управления юстиции облисполкома, в которых работают около 50 сотрудников.

В отделах загса Витебской области ежегодно осуществляется регистрация более 40 тыс. актов гражданского состояния, выдача более 60 тыс. справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, справок об отсутствии записи акта о заключении брака.

Стоит отметить, что регистрация актов гражданского состояния – дело очень ответственное. От грамотности и профессионализма сотрудников зависит, порой, судьба человека. Если в начале образования и деятельности органов загса на должность работника отдела выбирались люди только по разборчивому почерку, то на современном этапе развития кадровая работа – одно из наиболее ответственных и многогранных направлений в деятельности органов загса.

Работник отдела загса должен не только хорошо знать законодательство, владеть основами пользования компьютером, уметь составить сценарий государственного обряда бракосочетания, имянаречения, любить работу с документами, но и уметь работать с людьми. Причем необходим опыт публичного общения, ибо любому сотруднику приходится еженедельно вести торжественные обряды. Сотрудник отдела загса должен обладать высоким уровнем интеллекта, работоспособности и ответственности, быть коммуникабельным.

Поэтому Министерством юстиции Республики Беларусь и главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома проводится работа по обучению работников отделов загса, по повышению их квалификации на соответствующих республиканских и областных курсах. Все руководители отделов загса области имеют высшее юридическое образование.

В целях совершенствования обрядовой работы среди работников органов загса проводятся конкурсы профессионального мастерства.

Сегодня, решая задачи оперативного и качественного исполнения социально-¬правовых запросов и наполнения государственной информационной системы «Регистр населения», отделами загса формируется полноценное информационное пространство и совершенствуются формы учета документов и контроля за их хранением.

Главное сокровище любого отдела загса – архив. Ведь согласно закону наше правовое состояние – «возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей» фиксируется именно в органе загса. Срок хранения документов – 100 лет. Идет ли речь о праве собственности, наследования или об оформлении пенсий и пособий – люди идут именно сюда. К сотрудникам органов загса обращаются с запросами органы опеки и попечительства, суды, правоохранительные органы. Помимо прочего, хранящаяся в архивах информация – чрезвычайно ценный материал для исследователей. Ведь это – одна из самых стабильных и древних документальных систем, существующая в Беларуси. Филологи с ее помощью составляют словари личных имен. Историческую ценность строений нередко определяют по фамилиям их владельцев. Идет ли речь о вопросах миграции, о рождении, браках и смертях выдающихся людей, о поисках репрессированных – ученые идут в архивы органов загса.

Полный и своевременный учет актов гражданского состояния является необходимой предпосылкой для разработки и осуществления эффективной демографической политики, целью которой является обеспечение гармоничного сочетания интересов отдельной семьи и интересов всего общества в целом. Такую политику можно разрабатывать, лишь располагая сведениями об уровне рождений, смертей, о количестве браков и разводов.

Ежегодно отделы загса посещают десятки тысяч граждан. За более столетнюю историю органы загса безусловно изменились: в работу внедряются современные информационные технологии, новые гражданские обряды, новые услуги населению, большое внимание уделяется правовому просвещению граждан, проводятся различные мероприятия и акции, направленные на популяризацию института семьи и родительства, построены новые современные и красивые помещения, но сюда по-прежнему приходят, чтобы соединить свои судьбы.

Однако, стоит задача не только сохранение архивного форда и его постепенная оцифровка, качественное обслуживание граждан и выдача правильных документов, но сохранение памяти о самих сотрудниках органов загса – служителях людям… Ежегодно в каждом регионе 18 декабря либо накануне чествуются ветераны органов загса, которые при встрече с нынешними работниками отделов загса всегда делятся воспоминаниями о своей работе, делятся жизненным и профессиональным опытом и советами.

Максимова Ирина Николаевна, Корнеева Людмила Александровна, Полийчук Ольга Павловна, Бубнова Евгения Тимофеевна, Зубеня Жанна Моисеевна, Лисица Тамара Ивановна, Соловьева Вера Федоровна, Моргунова Нина Михайловна, Криштопенко Вера Ивановна, Шамшуро Людмила Петровна, Сакович Валентина Войтеховна, Кравченко Татьяна Алексеевна, Соловьева Ремира Ивановна, Ерщова Тамара Михайловна, Цобанова Александра Ивановна, Васюкович Регина Леонидовна, Быковская Тамара Владимировна, Бондарева Татьяна Ивановна, Гуща Ирина Леонидовна, Островская Тамара Егоровна, Петровская Валентина Лукинична, Ларченко Татьяна Григорьевна, Сенькович Лариса Петровна, Хурбатова Зоя Леонидовна, Гулевич Анастасия Павловна, Гуренко Нина Ивановна, Афанасьева Софья Сергеевна, Мелешко Ольга Васильевна, Макаревич Лариса Андреевна, Новикова Надежда Миновна и многие другие навсегда останутся в истории становления и развития органов загса Республики Беларусь.

С историей конкретного отдела загса можно ознакомиться на персональной странице конкретного отдела загса

Список отделов загса Витебской области